Аптыкаева Надежда Витальевна — заведующий отделом экологии.
Экологическое образование – это непрерывный процесс, охватывающий все возрастные уровни населения. В законе РФ «Об охране окружающей природной среды» определена необходимость всеобщности, комплексности и непрерывности экологического воспитания и образования, оговорена обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях, а также роль экологического просвещения через СМИ. Экологическое воспитание и образование является одним из направлений государственной политики современного мира. Основной смысл экологического образования и воспитания обучающихся состоит в формировании у подрастающего поколения новой системы ценностей в коммуникации с природой, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих, активной социально-экологической позиции; творческой трансляции ценностей экологической культуры в образовательном пространстве, а так же в формировании готовности и стремления оказывать положительное влияние на изменения экологической обстановки. Жизненная значимость экологического образования и воспитания обусловлена необходимостью глубокой переоценки ценностей и самого смысла человеческой деятельности. Особая роль в решении этой задачи принадлежит дополнительному образованию в силу того, что структура учреждений дополнительного образования, формы и методы их работы представляют большие возможности для внедрения новых идей в процесс образования и воспитания. Вся работа нашего учреждения направлена на разностороннюю экологическую подготовку подрастающего поколения, которое в будущем на основе полученных знаний, практических навыков, приобретённого опыта сможет компетентно решать экологические проблемы разного масштаба.
Педагоги отдела экологии ставят перед собой цель: организовать систему работы по экологическому образованию и воспитанию школьников во внеурочной деятельности и обеспечение личностного развития обучающегося в соответствии с его индивидуальностью, развитие мотивов к познанию, исследовательских способностей и умений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
- Развивать эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы.
- Формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы.
- Формировать знания об экосистемной организации природы нашей планеты.
- Способствовать развитию системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.
- Пополнять разносторонние сведения об окружающем мире природы, тесных экологических связях, существующих в природной среде, о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и мерах ее охраны.
- Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
- Пробуждать интерес к изучению природы, работе в лесу, участию в опытных и исследовательских работах.
- Приобщать к участию в различных конкурсах, олимпиадах.
- Прививать убеждение в возможности решения экологических проблем и стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
- Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
- Формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы.
- Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру.
- Воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям.
- Воспитывать потребность в общении с природой.
- Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности.
- Способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
- Воспитывать потребности поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды.
- Воспитывать у школьников чувство любви и бережного отношения к природе, ответственность за сохранение природного наследия.
Система дополнительного образования детей в Центре представлена во всем ее многообразии и рассматривается как составляющая единого образовательного процесса в рамках общего образования.
Основные направления образовательной деятельности:
-художественное;
-естественно-научное.
Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте. С сентября 2015 года отделом экологии практикуется работа по приобщению детей дошкольного возраста к изучению природных явлений, растительного и животного мира. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская, поисковая деятельность. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
Познание законов развития биосферы и процессов, которые в ней происходят посредством наблюдения и методом математического моделирования, воспитание в единстве с природой, воспитание ответственности за судьбу общества и умение вести себя сообразно с этой ответственностью — все это задачи творческих объединений естественнонаучного направления. Понять связь растений с внешней средой и убедиться в возможности управлять ростом и развитием растений позволяют занятия в объединениях «Юный эколог». Возможности выращивания на малых площадях, доступность проведения наблюдений за ростом и развитием растений в течение круглого года, быстрота получения результатов, возможность использования живых растений на занятиях делают цветочно-декоративные и овощные растения объектом учебной работы учащихся. Такая форма работы по изучению природы практикуется нами в ДДП «Берендей». Занятия на базе Парка позволяют в течение года проводить эксперименты с растениями. Учащиеся под руководством педагога выращивают демонстрационный материал для уроков, ставят опыты с цветочно-декоративными растениями, выращивают рассаду.
Воспитанники объединений естественнонаучного направления принимают активное участие в городских, республиканских и всероссийских мероприятиях причем охват детей в городских мероприятиях составляет более 80% Экологический принцип положен и в основу программ естественнонаучной деятельности. Он позволяет кружковцам углубить школьные знания о взаимосвязи организма с окружающей средой. Одна из наиболее распространенных форм кружковых занятий — экскурсии в природу. Учащимся прививается интерес к творческой работе, даются знания постановки эксперимента, анализа результатов и умения делать вывод.
Результатом научно-исследовательской деятельности школьников является ежегодное участие в научно-практических конференциях города, республики, России.
Пропаганда экологических знаний и воспитание экологической культуры проводятся и на занятиях кружков художественного направления, которые включают в себя работу с природными материалами. Декоративно-прикладное творчество с использованием природных материалов помогает учащимся получать дополнительно к эстетическому воспитанию знания из области охраны природы, рационального природопользования, естествознания. Творческий рост воспитанников выражается в их участии и победах в конкурсах и мероприятиях разных уровней.
Основы валеологических знаний учащихся формируются на занятиях объединений «Хочу быть здоровым»(педагог Пурина Е.С.). На занятиях учащиеся учаться не только бережно относиться к своему здоровью, сохранять и укреплять, но и избежать отрицательного опыта в жизни, преодолеть психологические баоьеры в отношениях со школой, со сверстниками и родителями, но и встречаются с интересными людьми в области спорта и медицины.
Программы социально – педагогического направления ориентированы на развитие эмоционально – личностной сферы ребенка и коммуникативных способностей, на развитие воображения, внимания, мышления, памяти, на закрепление и систематизацию специальных знаний природоведческого и природоохранного характера. Занятия также помогают созданию психологического комфорта и благополучия ребенка в условиях детского коллектива при помощи решения экологических задач, способствуют социальной адаптации детей девиантного поведения и детей из семей социального риска.
Особое внимание в работе всех направлений деятельности отдела уделяется региональному компоненту. Так, в рамках эколого – биологического направления изучаются краснокнижные виды области, в рамках естественнонаучного направления проводится мониторинг озер и реки Белая, в рамках художественного и социально — педагогического направлений — живые объекты и пейзажи Бирского района воплощаются в рукотворные произведения и литературные очерки и репортажи.
Отделом экологии организуются и проводятся Республиканские и Всероссийские мероприятия
— Научно-практическая конференция «Сады нашего детства»
Мероприятия муниципального уровня:
-Интеллектуальная экологическая игра «Что? Где? Когда?»;
— Научно-практическая конференция «Экология глазами детей»;
— Конкурс социальной экологической рекламы «Я за чисты мир»;
— Конкурс изделий из бросового материала «Бытовым отходам — вторую жизнь»;
— Слет-конкурс юных экологов и лесоводов «Знай и умей»;
— Слет юных экологов и лесоводов «Исследователи природы»;
— Конкурсы декоративно-прикладного творчества («Я живу в Башкортостане», «Кладовая природы», «Навстречу весне», «Сундук Деда Мороза»)
-Акция «Планета и мы».Выступление агитбригады.
ПОЛОЖЕНИЯ
ПРОТОКОЛЫ
ПРОГРАММЫ